Политика Третьего рейха подразумевала активное вмешательство в личную жизнь граждан, ведь только так можно было вырастить «истинных арийцев»: жизнь немцев была строго регламентирована с самого раннего, еще школьного возраста. Но что было делать с совсем юными гражданами, которые слишком малы, чтобы сесть за парту?
Любовь к фюреру и верность идеям Национал-социалистической немецкой рабочей партии должны были привить детям матери. А значит, для начала стоило воспитать самих женщин. Для этого и был открыт настоящий «инкубатор идеальных нацистких жен» — школа невест.
Принцип трех K: Kinder, Kche, Kirche
Правящая верхушка Третьего рейха была убеждена, что женщины не имеют права участвовать в политической жизни страны, занимать руководящие должности и вообще иметь хоть сколько-нибудь значимую профессию — например, медицина и юриспруденция были в принципе запрещены. Женская ниша в нацистской идеологии была очень четко определена: служение мужчине, ведение дома и материнство.
В сентябре 1934 года, выступая перед Женской национал-социалистической организацией, Гитлер заявил, что «мир немецкой женщины — это её муж, её семья, её дети и её дом». Тогда же пропагандисты решили, что новое — это хорошо забытое старое, и вернули в обиход забытое было выражение, придуманное кайзером Вильгельмом II: «Kinder, Küche, Kirche» («Дети, кухня, церковь»).
1.
После поражения в Первой мировой войне Германия нуждалась в новых гражданах, а Третий рейх — в солдатах и идеологически верно воспитанных гражданах. Для этого требовалось либо заставить, либо убедить женщин рожать, а затем — научить их воспитывать «истинных арийцев».
2.
Сертификат невесты как путевка в лучшую жизнь
В 1936 году рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер издал указ, предписывающий женщинам, являющимся членами СС, проходить обучение, чтобы соответствовать нацистскому идеалу жены. Создать и возглавить Школы невест было поручено Гертруде Шольц-Клинк — главе Национал-социалистической женской организации. Первую школу открыли на острове Шваненвердер – на озере Ваннзее под Берлином, неподалеку от виллы Геббельса. Первыми ученицами стали девушки, намеревавшиеся выйти замуж за членов СС, чуть позже в школы стали принимать тех, кто хотел выйти за офицера. К 1944 году школ было уже 32.
Чтобы научиться быть правильной нацистской женой, требовалось быть истинной арийкой (изредка дропускались исключения, и в школы брали девушек с приместью еврейской крови, но не более 1/8), не иметь физических увечий и психических заболеваний, причем последних — и в анамнезе родственников тоже. Внешность тоже оценивалась: приемные комиссии предпочитали высоких светлокожих блондинок, голубоглазых или зеленоглазых.
Курс обучения длился шесть недель и включал обучение кулинарии, ведению дома, садоводству, уходу за детьми и животными. Девушки разучивали народные песни и сказания, которые помогли им почувствовть национальную общность — фольксгемайншафт. Каждый день — уроки физической культуры, государству нужны здоровые арийцы. Невесты брали на себя обязательства воспитывать детей в соответствии с нацистскими убеждениями и быть верными Гитлеру до конца своих дней, а также ни в коем случае не выходить замуж в церкви, а только на церемонии, которую устроит партия. Правда, удавалось это не всем: по окончании курса обучения выдавались сертификаты, а тем, кто его не получил, запрещали вступать в брак.
3.
При этом девушки прекрасно понимали, что сертификат об окончании Школы невест — это путевка в лучшую жизнь: к этому времени высшее образрование для девушек фактически находилось под запретом, женщин массово увольняли из сфер здравоохранения, образования и юриспруденции, и удачный брак с «образцовым немцем» оставался единственным шансом на обеспечение достойного уровня жизни. При этом невесты с сертификатами были нарасхват – брак с выпускницей такой школы считался престижным.
При этом нацистская пропаганда работала на полную катушку: домашний труд женщины и матери превозносился как почетный, уважаемый и необычайно ценный. Репродуктивные достижения женщин отмечались наградой «Почётный крест немецкой матери» трёх степеней (в зависимости от числа детей). Если женщина работала, а после замужества становилась домохозяйкой, ей выдавалась беспроцентная ссуда в размере 600 марок. На каждого ребенка платили пособие — около 30 марок в месяц. Многодетные семьи, в которых росли более 8 детей, получали дополнительное пособие — 500 марок в месяц. Благодаря этим мерам рождаемость повышалась с впечатляющей скоростью: в 1934 году на свет появилось около миллиона детей, а в 1939 эта цифра превысила 1,5 миллиона.
4.
Не вышла замуж — иди работать!
Но что же происходило с женщинами, которые не смогли окончить Школу невест или не сумели выйти замуж? С ними Третий рейх не церемонился: с 1939 года всех незамужних немок младше 25 лет обязали трудиться на благо страны и партии. Работу не выбирали: в основном это был низкоквалифицированный физический труд — сельское хозяйство или работа прислугой в многодетных семьях. Но и это было настоящим везением и службой не для всех: на такие работы посылали девушек из высших сословий, а девушек из низших забирали в трудовые лагеря. Им выдавали униформу и устанавливали нормы выработки. Работы могли быть любыми — в том числе самыми тяжелыми и гразными. Все на благо страны и партии!
Неизвестно, чем бы закончился эксперимент Третьего рейха по созданию идеальных инкубаторов. Он закончился по вполне понятным причинам: ближе к 1944 году, когда военные действия приблизились к границам Германии, девушек обязали работать на военных заводах и в госпиталях. Рейхсфюрер Шольц-Клинк объявила, что у настоящих ариек теперь есть более высокая цель, чем выносить горшки и полоть грядки: следовало спасать Третий рейх и лично фюрера. Конвейер по созданию людей «высшей расы» был временно приостановлен и, к счастью, никогда больше не был запущен вновь.
Свежие комментарии