На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Роман Мошаров
    https://medvejiyugol.mirtesen.ru/blog/43451759202Мир странных дете...
  • Роман Мошаров
    все картины очень итересныМир странных дете...
  • sorsw
    Что я только ни делал из чёрного конструктора с редукторами и электродвигателями. У меня были все №№ конструкторов. О...Железный конструк...

Как в XVII веке прагматичные голландцы сошли с ума на почве тюльпанов

Тюльпаны можно смело назвать национальным голландским цветком. Наверняка вы знаете историю про Тюльпановую лихорадку – по сути, это первая известная в истории финансовая пирамида.

1.

Ковер из тюльпанов в Нидерландах.
Как в XVII веке прагматичные голландцы сошли с ума на почве тюльпанов
В XVII веке голландцы считались самым прагматичным народом европы. Представьте, даже самые бедные ремесленники умудрялись откладывать несколько десятков гульденов в год.

Это более 10% их доходов!

Именно в Нидерландах впервые возникла банковская система, которую мы знаем сейчас. И она дала импульс экономическому развитию во всем мире.

Объем депозитов в Амстердамском банке в среднем рос на 60% в течение каждых пяти лет.

2.

Удивительно, как такой скупой и финансово продвинутый народ, как голландцы могли в одночасье помешаться на цветах!
Как в XVII веке прагматичные голландцы сошли с ума на почве тюльпанов
Тюльпаны появились в Западной Европе только в середине XVI века. До этого их разводили в Османской империи.

В 1636—1637 годы в Нидерландах произошел резкий всплеск цен на тюльпановые луковицы. Цены росли каждый день. Люди побросали свои занятия и стали зарабатывать на разведении тюльпанов. Закупали луковицы разных сортов, чтобы вырастить и перепродать дороже.

Спрос стимулировался популярностью тюльпанов у богатых аристократов. У них разведение тюльпанов стало популярным хобби. Аристократки делали украшения из живых тюльпанов, что также стимулировало спрос.

Вопреки популярному заблуждению, далеко не все тюльпаны стоили дорого. Обычные были дешевыми.

Основную прибыль давали новые сорта, которые не успели распространиться. Садовники занимались селекцией тюльпанов. А торговцы пытались раньше других найти новинки, чтобы продать их состоятельным клиентам.

3.

Большой популярностью пользовались пестролистные тюльпаны.
Как в XVII веке прагматичные голландцы сошли с ума на почве тюльпанов
Такие тюльпаны появлялись из обычных двуцветных из-за вируса. И их не удавалось воспроизвести путем обычной селекции — при размножении из семян потомство получалось обычным. К тому же, ослабленные вирусом, такие тюльпаны размножались медленнее обычных.

Воспроизвести пестроту удавалось только с помощью вегетативного размножения. Поэтому подобные тюльпаны из-за редкости очень ценились.

Тюльпаны были популярны не только в Нидерландах. К тюльпанам у европейцев было восторженное романтическое отношение. Они сочетали в себе природную первозданную красоту и человеческое творчество.

Но именно в Нидерландах тюльпаны вызвали такой бум. Тут добавился и соревновательный эффект. Ведь аристократы, особенно верхние слои, хорошо знали друг друга. И соревновались друг с другом, кто добьется большего успеха в коллекционировании тюльпанов. Ну а этот тренд, как водится, подхватили аристократы и горожане уровнем ниже, которые в целом склонны копировать повадки богатеев.

4.

Одним из самых популярных стал сорт красно-белых тюльпанов Semper Augustus:
Как в XVII веке прагматичные голландцы сошли с ума на почве тюльпанов
Стоимость одной луковицы доходила до тысячи гульденов – это более 10 килограммов серебра. И составляло примерно совокупный доход обычного ремесленника за три года.

Средний купец (владелец среднего бизнеса по нашим меркам) зарабатывал до трех тысяч гульденов в год. Поэтому стоимость была просто астрономической. В одночасье делались состояния на выращивании и перепродаже луковиц.

Известен случай, когда один горожанин обменял свой каменный дом на три (!) луковицы. Также продажи своего бизнеса, ферм ради тюльпанов стали обычным делом. Люди рассчитывали быстро окупить сделку.

5.

Как в XVII веке прагматичные голландцы сошли с ума на почве тюльпанов
Появились и новые инструменты торговли, например фьючерсы, которые в ходу до сих пор. Голландцы раньше использовали фьючерсы для закупки зерна и рыбы, но с тюльпанами это было в диковинку, потому что срок созревания луковицы получался длинным.

Фьючерсы выглядели так. Садовники торговали «луковицами в земле». И давали обязательство, что выкопанные луковицы отдадут покупателю в следующее лето.

В этот момент тюльпаны «выходят в народ». Выращиванием и перепродажей луковиц занялись уже обычные люди. Они специализировались на недорогих сортах. В кабаках организовывались тюльпанные биржи, все это сопровождалось беспробудным пьянством участников во время торгов.

Потом цены одномоментно обрушились. Сперва за день на 30%. А потом падение шло каждый день.

У людей просто не было денег и желания платить так много. А вера в огромную прибыль от перепродажи, которая сильно стимулировала спрос, резко упала. Люди, вложившие все состояние в тюльпаны, резко обеднели.

Так рухнула первая финансовая пирамида в истории Нового времени.

Почему голландцев охватила тюльпанная лихорадка
В чем же были причины этого помешательства?

Первую причину я назвал выше — это эстетика тюльпанов и их статус предмета роскоши. Соответственно, это стимулировало желание голландцев соревноваться друг с другом.

Вторая причина, на первый взгляд, парадоксальна. Эпидемия чумы бушевала в Европе и Нидерландах примерно в тоже время.

Ощущение, что в любой момент можешь умереть, стимулировало безрассудные траты. В это же время в Нидерландах наблюдается всплеск интереса к азартным играм.

Война с Германией лишь усилила это чувство. Склонность к риску и снятие моральных запретов только увеличивались.

Также этому периоду предшествовали 20 лет экономического всплеска Нидерландов. Люди, которые привыкли к росту доходов, могли считать, что и дальше будет лучше.

Тюльпаны же остаются символом Нидерландов до сих пор. Культура их выращивания никуда не исчезла. Поля только расширяются. Продажа тюльпанов — до сих пор выгодный бизнес, только нажить состояние в нем можно лишь за десятки лет упорного труда.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх